пятница, 14 июня 2013 г.

To swim or not to swim или про плавание в открытой воде



Со спортивной стороны прошедший отпуск в Испании запомнился в основном первым опытом плавания в открытой воде.  Да не  просто в открытой воде, а в открытом море. Не то чтобы я не плавал до этого в море, но так долго, да еще и кролем точно не плавал. Хочу поделиться моими ощущениями чуть подробнее. Итак…

Начнем с начала, а именно с гидрокостюма. Разумеется, т.к. я подписался на триатлоны, подразумевающие плавание в открытой воде, то без него не обойтись. Наслушавшись историй о том, что его надо обязательно примерить и ни в коем случае нельзя заказывать сразу так в интернете, я нашел чуть ли не единственный магазин, куда можно было приехать и что-то померить. Сначала я думал, что примерю костюмы разных брендов, определю какие размеры каких производителей мне подходят, а потом закажу это все где-нибудь на Амазоне дешевле. 

В итоге я перемерил костюмов 4 или 5 разных производителей, но ни один толком не подошел. Точнее подошел кое-как самый первый, от 2XU, но идеально: оставались все же небольшие пустоты в районе подмышек. Прямо в этом магазине за него просили какие-то неразумные деньги и я уже было собрался уходить, чтоб осуществить свой изначальный план. Но тут продавца посетила идея попробовать женский костюм. Один из 2-х костюмов от Orca сел на меня как влитой. Я еще немного походил в нем в магазине, пока разбирались с другими покупателями, и за те 10-15 минут, что я в нем находился, он не принес никакого неудобства, а только как будто даже сел еще лучше (вполне возможно, что неопрен чуть больше растянулся нагревшись и мне стало еще чуть комфортнее). 

Я помнил, что от Orca на Амазоне костюмы были не намного дешевле, к тому же этот был новый, 2013 модельного года, а на Амазоне была старая модель S4. Поэтому я в итоге решился и купил его прямо там. Модель Orca Equip, размер М. По размерам я идеальная женщина, ага. Бедра и грудь 90-91 см :) Талия вот только подкачала ;) Кстати позабавило и приятно удивило, что у Orca в комплекте с гидрокостюмом идут 2 маленьких пластиковых бахила ( пластиковый пакет или бахил нужен, чтобы было удобнее надевать костюм). Кстати, у той же Orca есть неплохое видео как нужно костюм надевать. Это не так очевидно, как может показаться :)

Поэтому в Испанию я ехал с гидрокостюмом, который занял большую часть моего чемодана и с предвкушением (и небольшим волнением) плавания в открытой воде и в новом костюме.

Несмотря на то, что Ира на протяжении всех этих дней меня уверяла, что погода в Испании вообще не очень, а море так вообще очень холодное, я не до конца этому верил. Как потом оказалось – зря. Кстати, интересная деталь: на открытках, где изображены разные пляжи Costa Daurada внимательный глаз может заметить, что даже в разгар сезона, когда пляжи забиты людьми до отказа, в воде можно увидеть совсем не много народу, да и то, как правило, рядом с берегом. Но в этом году еще и поздняя весна и холодная зима сделали свое дело и вода была холоднее даже, чем обычно.
Среднестатистически, в  этой части Испании температура моря в мае составляет 18 градусов, а в июне 23. Грубо усредняя, в конце мая-начале июня можно было бы ожидать температуру градусов в 20. Я совершенно не умею определять температуру воды на ощупь, хотя бы приблизительно (за исключением воды из крана в 28-30 градусов, в которой обычно купается Лиза). Я уже несколько дней спустя нашел на каком-то сайте, что температура моря вроде бы 16 градусов. Но когда я в первый раз вошел в воду, даже моим ногам она показалась не холодной, а ледяной. Вспомнились детско-юношеские ощущения от купания в Ладоге в июне после шторма: там нужно было быстро-быстро забежать в воду и тут же выскочить. Иначе ноги просто сводило. Тут их, конечно, не сводило (хотя первое впечатление было и такое), но было очень холодно. Может кто-то знает, по ощущениям, если холодная вода уже "обжигает", это какая температура?
Но отступать поздно: гидрокостюм надет, в спину смотрят целых 4 девушки, обратной дороги нет. И я пошел. Пошел, потихоньку, правда. Зашел по грудь и тут же попробовал поплыть. И это было ошибкой. Я проплыл, наверное, не больше 10 метров, как понял, что руки и лицо при погружении в холодную воду обжигает. Мне сразу вспомнился относительно недавний пост dcrainmaker’а о его плавании в Сиэтле. Я сразу понял, зачем он какое-то время привыкал к воде, особенно лицом. Я последовал его примеру: поокунал несколько раз лицо в воду секунд на 10 до тех пор пока оно полностью не отморозилось не привыкло к воде. И после этого поплыл кое-как. Плыть было даже в целом холодновато. В следующие дни было лучше, может я привык, но мне кажется, что в первый день было холоднее. Также вода была мутной в этот день, что наталкивает на мысль о недавнем шторме, который перемешал воду и она стала еще холодней. Так что вполне могло быть ниже 16 градусов.
(Примечание: эти строки дописывались уже после первого триатлона в Нидерландах, температура воды на котором была 17.5 градусов. Так вот, 17.5 градусов вообще не ощущаются как холодные никакой частью тела. Так что осмелюсь предположить, что море в Испании было ГОРАЗДО холоднее даже 16 градусов).

Тут я сделаю небольшое отступление на тему минимально разрешенной тепмпературы воды на триатлонах. Я полез за этой информацией, т.к. имея опыт плавания в таком неприветливом с точки зрения температуры Средиземном море, серьезно опасался за температуру воды на грядущем триатлоне в голландском озере. Организаторы триатлона за это тоже опасались и всю неделю до триатлона публиковали данные о температуре воды на сайте. По их данным температура в середине недели была 15 градусов, так что опасаться за плавание не стоило.
Мне же тогда 15 градусов показались как минимум тем же, что я испытал в Испании, поэтому и стал узнавать.

Много где написано при какой температуре воды запрещают гидрокостюмы (ну да, это актуальнее), это где-то 22-24 градуса. А вот про минимално допустимые температуры нашлось не сразу. Оказывается, что только при температуре 14 градусов и ниже .... гидрокостюмы обязательны! Т.е. 14 градусов и теплее можно плыть в три-костюме. Ну или в плавках, кто как :) Идем дальше. Минимальная температура воды для проведения плавательного этапа по рекомендации ITU зависит от дистанции плавания (логично):
  • 2000м и меньше - 13 градусов
  • 1000м и меньше - 12 градусов
  • 500м и меньше 11 градусов
Стало быть для олимпийской дистанции (1500м) это 12.5 градусов.  Но это все рекомендации ITU. Организаторы соревнований сами принимают решение. Если, например, сильный холодный ветер, то планка минимальной температуры воды может подниматься. В силу этого, интересно, на Norseman triathlon, какая у них там температура? Хотя они, скорее всего не под эгидой ITU.
Но вернемся к моему плаванию. Первый раз выплыв за каменный волнолом, отгораживающий пляж я…. Наткнулся на такого же сумасшедшего как и я в гидрокостюме! Вот ведь совпадение. Поздоровались и поплыли каждый своей дорогой :).

После некоторого привыкания к холоду плавание никакого дискомфорта не доставило. Я достаточно быстро поймал свой обычный ритм дыхания на 3-ий гребок и так поплыл. Соленая вода тоже воспринималась нормально. Сначала я боялся, что наглотаюсь соленой воды и будет чуть ли не тошнить от этого. В следующие заплывы вода была чуть потеплее, но все равно приходилось поначалу немного привыкать открытыми частями тела. Но потом все было ок.
Плавал я все разы по времени, 40 минут + еще чуть-чуть на доплывание до берега. Поскольку часы у меня условно не водонепроницаемые, я плавал по методу все того же DCRaimaker’а. Если коротко, то беру пластиковый пакет с застежкой, кладу туда свой Гармин и засовываю его под шапочку, на затылок. Вот тут видно.


Звучит проще, чем сделать :). Требуется определенная сноровка, чтобы надеть шапочку с запихнутыми в нее часами, так как надо чтобы часы легли в определенном положении.  Через шапочку и пакет вполне прощупываются кнопки на часах, так что запускать их и делать отсечки кругов спокойно можно на ощупь. Я так плаваю в бассейне тоже, кстати. Потом зато все круги по тренировке видны и спокойно загружаются на GarminConnect и TrainingPeaks. Еще одно существенное преимущество такого подхода в том, что так получается более правдоподобный GPS-трэк, а стало быть и расстояние. При надевании часов на руку GPS сигнал теряется под водой и часто получается какая-то ахинея, а не траектория (см. все того же DCRaimaker’а). Я выставляю часы в режим интервалов по времени (например, 8 по 5 минут) и так плаваю от сигнала до сигнала (его тоже хорошо слышно из-под шапочки). 
Теперь о самом плавании. Многие говорят, что костюм практически держит на воде сам. Не знаю, я сильно такого не заметил. Т.е. наоборот, как раз даже если не грести, то тело плавает на поверхности, но в соленом море вроде это и так должно быть более-менее. А поскольку почти всегда были какие-то волны, то на ходу я каких-то особенностей не заметил. Плывется и ладно :)  Также поначалу казалось, что вдыхать будет сложно из-за волн. Оказалось, что нет. Потом, когда я посмотрел фотографии, то увидел, почему все кажется так легко:

Потому что очень сильно поднимаю голову при вдохе.

И еще парочка с другой стороны:

Или вот такой ужас:

А вот тут вроде чуть-чуть получше:

А если не дышать, то вроде все не так уж и плохо:

На другую сторону:

Ну и еще немного с другого ракурса, надеюсь не надоело.



Спасибо Ире за фотографии, она несмотря на сильный ветер сидела и пыталась поймать меня вдалеке в фотоаппарат. Также я увидел огрехи в технике (кстати, она сказала, что по сравнению с прошлым годом, когда я вообще плаванием не занимался, даже на ее взгляд я стал плыть лучше – брызг сейчас почти нет). 

Кстати, если у кого-то есть комментарии по технике, если что-то можно увидеть по фото, то буду только рад выслушать конструктивную критику.
С сайтингом тоже слишком высоко высовываю голову, и даже порываюсь вдохнуть в этот момент, а надо бы только глаза. 

Но продолжаю плыть, не останавливаюсь. Приятно удивился, что могу держать направление по прямой. Много слышал, что люди часто нарезают немыслимые зигзаги в открытой воде (GPS-трэк в подтверждение).

В один из дней были достаточно сильные волны (на фото выше еще не очень сильные), но я все равно полез плавать. Плавать в волнах (особенно против них) очень сомнительное удовольствие, сходное с ездой на велосипеде против ветра: утомляет не только физически, но и психологически. В моем случае так может даже больше психологически. Но посчитал это хорошей тренировкой и опытом для предстоящих триатлонов. 
Темп мой меня скорее порадовал. Получилось, что я проплываю где-то 2 км за 45 минут, причем это в спокойном темпе, могу плыть так еще. С плавательным темпом вообще интересная штука. Вот так комфортно, steady плыть получается, а вот как, например, плыть немного быстрее не понятно. Т.е. если ускориться метров на 50-100, то это понятно. А вот просто чуть добавить скорости, чтобы хватило на достаточно продолжительный отрезок, не понятно как по ощущениям. Надеюсь, это придет с опытом.
Ну и, конечно, порадовал сам факт того, что я могу проплыть 2 километра без остановки и даже без дна под ногами. Так что плавательный этап предстоящего полуайронмена я должен закончить :).  В целом этот опыт безостановочного проплывания такого расстояния в открытой воде очень сильно добавил уверенности в плавании на соревнованиях. Во всяком случае теперь я за плавание на триатлонах почти не переживаю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий